Дизайнер Ольга Поройкова
Все мы рождены разными. Кому-то даётся лепить вазы, кому-то – строить города, а мне – рассказывать вам истории о том, как однажды бесчисленное количество «нет» вдруг превращается в одно огромное «да».
В проектировании есть такое понятие, как LOD (Level of Development Specification). Говоря человеческим языком, это уровень детализации. Бывают LOD 100, 200, 300, 350 и 400. Кто-то добавляет ещё LOD 500, но я постараюсь образно, без цифр, как чувствую сама.
Представьте, что вам нужно построить здание. Первый уровень детализации – это, грубо говоря, силуэт, образ. Архитектор делает эскиз местности и говорит: вот, с учётом ваших пожеланий и ограничений от города, ваш торговый центр будет выглядеть вот так, и даёт эскиз. Этот первый этап можно так и назвать эскизным.
После того как архитектор создал гармоничную «фигуру» здания, идёт переход на второй уровень детализации. Рисуется каркас, несущие конструкции, трубы коммуникаций, окна и двери. Обычно создание чертежей второго уровня погружения и есть рабочий проект.
Третий уровень детализации – поиск деталей. Если белый мрамор, то какой – каррара или калакатта, или может статуарио. Это как выбирать для рубашки между льном, вискозой, хлопком и шёлком – издалека мы просто видим белую ткань, и только вблизи можем понять, что именно перед нами. Третий уровень – совсем другой ценовой диапазон. Если дальше проводить аналогию с одеждой, то это уже не массмаркет, а бутик. На третьем уровне погружения обычно и заканчивают.
И только гуру, суперпрофессионалы переходят на четвёртый, высший уровень детализации. Это как персональный портной. Это гурман, эстет и ценитель. Это мельчайшая проработка всех деталей, это выбор латунного порожка, как будто вы выбирали строчку на костюме. Это не просто поставить точечные светильники, а поставить те, которые будут комфортны для глаз. Это о том, чтобы сделать пол не слишком скользким и не слишком шершавым, чтобы не поскользнуться и не сойти с ума при уборке. Это о поиске устойчивого равновесия. Это о том, чтобы в построенном здании было комфортно и удобно жить.
И здесь мы приходим к такому фундаментальному понятию, как жизненный опыт. Если вы живёте в маленькой квартире, вам хорошо понятны сложности, с которыми сталкиваются хозяева маленьких квартир, и вы успешно можете эти задачи решать. Если вы живёте в загородном доме, вы отлично знаете нюансы такой жизни и эффективнее горожанина сможете решать вопросы. Просто потому, что вы прожили это всё на себе. Это не значит, что выхода нет, и вы застряли в своей нише навечно, вовсе нет. Трезвое понимание своей стартовой позиции – отличный фундамент для того, чтобы выстроить на нём крепкий и надёжный дом.
Но есть и пятый уровень, в профессиональной среде он не прописан и его невозможно документально зафиксировать. Это уровень, который лично я называю уровень творца. Это выход за пределы здравого смысла и создание чего-то совершенно иного. Вспомните Гауди и вы всё поймёте.
Первые четыре уровня – манипулирование существующими идеями. Это использование опоры на прошлый опыт, это использование картинок с Pinterest, чтобы составить стилевой коллаж. Это повторное использование прошлого опыта – взять тех же поставщиков, что делали прошлый проект, оформить чертежи так же, как и в прошлый раз, потому что так привычнее строителям, заказать ту же краску, чтобы не искать новую. В общем и целом – просто выбор из уже существующего.
Уровень творца предполагает создание чего-то принципиально нового. В условиях ограничений невозможно творить. Когда вы думаете о мирских вещах – чем заплатить за коммуналку, какие туфли лучше подойдут к платью – вы ограничиваете себя. И да, вы можете достигнуть четвёртого уровня детализации, и превосходно сочетать латунь и мрамор, но вы все равно выбираете из того, что придумали другие люди.
Создавать своё возможно только имея свободу выбора. Когда у вас нет сроков и нет ограничений, кроме окружающей действительности.
Первые четыре уровня – ремесло. Это когда можно не особенно любить свою работу, но все равно делать её эффективно и хорошо. Это то, чему можно обучить, то, что можно прописать в чек-листах и рассказать на семинарах. Творчество несёт идею, а идея это всегда мутация.
Ограничения – это когда учитель даёт нам глину и говорит «сделай вазу, слепи горшок, создай человечка», а творчество подразумевает отсутствие учителя. Это кусок глины, свободное время и полёт фантазии.
Есть учитель, есть ученик, есть наблюдатель. А есть творец – это тот, кто, научившись делать вазы, горшки и человечков, не хочет бросать своё ремесло, и не может жить без своего ремесла. Поэтому он делает то, что делает – создаёт новые миры.
Есть чудесный фильм «Куда ты пропала, Бернадетт». Сюжет о женщине архитекторе очень хорошо иллюстрирует то, о чем я пишу. Героиня по молодости купила бывшую очёчную фабрику, и сделала там дом. И сотни, тысячи старых оправ и линз она не выбросила, а использовала в качестве материала для создания ширмы.
Когда она строила другой дом, она принципиально использовала только те материалы, которые были доступны в радиусе 10 миль. Когда у героини появилась семья и она переехала в особняк, из старых книг получилось невероятной красоты оформление стены на лестнице. Эти кадры в самом начале фильма, найдите их, это необыкновенно.
Уметь работать с исходным материалом – дар. Мне очень нравится советский подход «раньше мы не выбрасывали вещи, мы их чинили». Есть множество аналогичных по смыслу цитат из серии «я не создаю скульптуру, я просто освобождаю камень от всего лишнего». Это о творцах, которые не пытаются выразить своё эго через свою работу, а стараются расслышать и раскрыть потенциал того, что видят перед собой. Одна из моих любимых цитат, плотно засевших в голове, является выдержкой из статьи «6 жестоких истин, которые сделают вас лучше». И там было написано «посчитайте, сколько времени вы тратите на то, чтобы пользоваться тем, что создали другие, и сколько времени вы тратите на то, чтобы создать своё».
У нас невероятно мало качественной литературы по дизайну интерьера, а научной – так это вообще один только Нойферт. Мы научились делать восхитительные визуализации, которые путаешь с реальными фотографиями, но при этом не можем объяснить, почему не стоит брать мебель на сайтах с копиями. Мы научились выбирать красивые сочетания цветов, но не можем объяснить поставщикам, что пора перестать выпускать пластиковые уголки на плитку и пластиковые плинтусы. Почему нам так сложно подойти и выдать конструктивную обратную связь? Сказать «вот, посмотри, твой плинтус не очень, а вот этот – класс. Давай будем делать красивое».
Будь моя воля, я бы запретила производство страшных пластиковых плинтусов. Чтобы как-то справиться с остатками, я бы объявила конкурс «придумайте, что сделать из сотен тысяч пластиковых плинтусов». Отобрать лучшие работы, забрать всё, что осталось, и реализовать работы победителей. А дальше уже делать только красивое. А ещё лучше вообще не делать пластик. Но для этого надо перестать качать нефть. А для этого нужно перестать её использовать. А для этого нужно переходить на альтернативные источники энергии.
У нас так много важных вопросов, которые стране нужно решить, но для этого нужны люди. Нет других рук, кроме наших собственных. И если вы готовы к тому, чтобы помочь преобразовать наше российское производство к лучшему – пишите, вместе мы точно сможем сделать что-то лучше. Может, плинтусы нам переделать никто не даст, но вдруг получится убедить производства выпускать красивые уголки для них?
Оставить комментарий